СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА

В целях защиты интересов членов Профсоюза обширный круг задач, включающий вопросы социальных проблем работников, условий и охраны труда, оплаты труда, поддержки молодежи, пенсионеров, детей работников решает Профсоюз на основе социального партнерства.

Целью социального партнерства является вопрос регулирования социально – трудовых отношений, а также забота о людях, их благополучие, обеспечение социально-экономической защиты и, как следствие, улучшение качества жизни работников. Основной принцип социального партнёрства – гласность принимаемых решений.

В рамках социального партнерства, начиная с 1993 года, Профсоюзом подписано 17 трехсторонних отраслевых соглашений, более 100 коллективных договоров, в том числе и с предприятиями автомобильного, воздушного и водного транспорта.

Основным социальным партнёром Профсоюза является Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») – один из самых крупных работодателей Республики Казахстан.

Социальный пакет АО «НК «ҚТЖ» является одним из лучших по Республике Казахстан, и в этом немалая заслуга Профсоюза.

В рамках социального партнерства Профсоюз обеспечивает контроль за:

  • соблюдением требований законодательства Республики Казахстан, в том числе в области трудовых отношений, безопасности и охране труда, оплате труда и др.;
  • исполнением работодателями обязательств, предусмотренных Отраслевыми соглашениями, коллективными договорами.

Одной из важных инициатив Профсоюза является снижение пенсионного возраста для работников, занятых на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда, для мужчин с 60 лет, для женщин – с 58 лет.

Профсоюзом подготовлен дополнительный перечень профессий, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда на транспорте и совместно с Федерацией профсоюзов РК инициирует внесение изменений в пенсионное законодательство.

Одним из основных критериев оценки уровня социального благополучия железнодорожников является уровень реальной заработной платы и своевременность её выплаты. Среди перечня социальных вопросов, стоящих перед Профсоюзом, вопрос своевременности выплаты, индексации заработной платы является главным.

Профсоюз постоянно обращает внимание работодателей на несбалансированность в оплате труда должностных групп и категорий работников и неоднократно выходит с предложениями об устранении основных проблем действующей системы оплаты труда.

 По результатам предложений Профсоюза в АО «НК «ҚТЖ»

  • с 1 января 2020 года поэтапно внедряется точечное премирование с учетом коэффициента трудового участия (КТУ) с применением КТУ с выплатой ежемесячной премии до 20% от должностного оклада/тарифной ставки;
  • предусмотрены единовременные премии в области производственной безопасности и охраны труда;
  • при наличии средств по фонду оплаты труда и экономии по фонду оплаты труда предусмотрены премии по итогам работы за месяц/ квартал/ полугодие/ год.

Выплаты премий ограничены реальными размерами и зависят от результатов работы как структурного подразделения в целом, так и каждого работника в отдельности.

  • Премии возвращено её предназначение – отмечать значительные достижения в работе.
  • При этом каждый должен осознавать, что дополнительные средства на оплату труда, железной дороге предстоит заработать за счёт увеличения объёма перевозок, оптимизации эксплуатационных расходов, повышения эффективности деятельности железной дороги, а значит, – увеличения доходных поступлений.

Вопрос необходимости реального повышения заработной платы с учетом роста цен на продукты питания, товары повседневного спроса поднимается Профсоюзом перед работодателями  ежегодно на постоянной основе.