О Профсоюзе

    С обретением независимости Республики Казахстан 26 марта 1992 года состоялся первый (учредительный) съезд, провозгласивший создание профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей в Республике Казахстан. Профсоюз железнодорожников Казахстана является одним из учредителей Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
21 сентября 2000 года на IV съезде, в связи с изменением структуры и на основании Гражданского Кодекса  Республики Казахстан профсоюз железнодорожников и транспортных строителей был переименован в общественное объединение «Профессиональный союз железнодорожников Республики Казахстан».
Высшим органом профсоюза отрасли является съезд, который созывается не реже одного раза в 5 лет. В период между съездами руководящий орган — Центральный Совет. Для ведения оперативной и текущей работы Центральный Совет профсоюза избирает Исполнительный комитет, в состав которого входят председатель профсоюза, его заместитель (ли) по должности.
Целью профсоюза железнодорожников является защита трудовых прав и социально – экономических интересов членов профсоюза.
Деятельность профессионального союза осуществляется в соответствии с Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, Уставом профсоюза, общепринятыми принципами и нормами международного права.
Структура профсоюза в рамках единого Устава представляет собой 15 филиалов, 288 первичных профсоюзных организаций, объединяющие в своих рядах более 100 тысяч человек, работающих в структурных подразделениях Акционерного общества «Национальная компания «?аза?стан темiр жолы» и его аффилиированных акционерных обществ. 97 процентов работающих в отрасли являются членами профсоюза. Построение структуры профсоюза организовано по производственно-отраслевому и территориальному (региональному) принципу.
В ходе своей работы профсоюз железнодорожников всемерно содействует реализации реформ в отрасли, укрепляет связь профсоюза с трудящимися, способствует созданию социально ориентированного, стабильного коллектива.     Взаимоотношения профсоюза с администрациями АО «Национальная компания «?аза?стан темiр жолы» и его аффилиированными акционерными обществами построены по принципу равноправного социального партнерства. Исключительное значение в совершенствовании партнерских отношений в условиях реформирования структуры отрасли, придается Отраслевому соглашению по социально-экономическим вопросам и коллективным договорам.
Последовательная реализация обязательств и гарантий, установленных Соглашением и коллективными договорами, позволяет сохранять стабильную работу железнодорожного транспорта, учитывая при этом интересы работников и работодателей в вопросах условий и охраны труда, оплаты, социальной поддержки и других.
Социальная политика в отрасли ориентирована не только на занятых работников, но и на неработающих пенсионеров – железнодорожников. Она призвана обеспечить предоставление дополнительных льгот, услуг и социальных выплат работникам, членам их семей и пенсионерам отрасли. Основными направлениями деятельности Компании и профсоюза в социальной поддержке являются: оказание адресной социальной помощи малообеспеченным работникам и пенсионерам дополнительно к установленной государственной адресной помощи, медицинское страхование и обслуживание, разработка мероприятий по социальной защите высвобождаемых работников в связи с реформированием отрасли, внедрение обязательного социального страхования ответственности работодателей Компании за вред, причиненный жизни работника.
Особое место занимают вопросы труда и заработной платы. Существенное увеличение объемов перевозок, темпов роста производительности труда способствовало ежегодному повышению заработной платы железнодорожников.

Изменение средней заработной платы железнодорожников, долл. США

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
 139  158  201  283  342  445  514  597

    Сохранены все действовавшие выплаты доплат и надбавок, премии и вознаграждения. Надбавка за выслугу лет, районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, надбавки и льготы за проживание в зонах экологического бедствия и другие традиционно стали неотъемлемой частью заработной платы железнодорожников. Порядок и механизм их начислений установлены коллективными договорами и положениями, согласованными с профсоюзом.
Стабильная работа всех звеньев АО «Национальная Компания «?аза?стан темiр жолы» и предсказуемость конечных результатов позволили акционерному обществу в течение последних пяти лет направить на социальные льготы для своих работников и пенсионеров – железнодорожников свыше четырех миллиардов тенге (около 40 миллионов долл. США).
Сохранены традиционные по продолжительности трудовой и дополнительные отпуска в зависимости от стажа работы на железнодорожном транспорте, за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

    Единовременное пособие работникам при увольнении в связи с уходом на пенсию, ежегодная материальная помощь неработающим пенсионерам – железнодорожникам, оплата протезирования зубов, проведение новогодних утренников и летнего оздоровительного отдыха детей и другие льготы являются неотъемлемой частью разделов коллективных договоров.
Мерами по социальной поддержке работников отрасли предусмотрено оказание материальной помощи на обустройство молодым специалистам – железнодорожникам, прибывшим на работу на станции 3, 4, 5 классов, обгонные пункты и разъезды.
Высвобождаемым работникам в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией предприятий выплачивается компенсация в размере среднемесячной заработной платы в соответствии с законодательством и дополнительная компенсация в размере двух среднемесячных заработных плат.
Центральным Советом профсоюза отрасли уделяется большое внимание вопросам подготовки и обучения профсоюзных кадров и актива. Эта работа носит системный характер и охватывает работников профорганизаций всех уровней. Помимо обучения профкадров и актива собственными силами, профработники проходят обучение в информационно-аналитическом учебном центре (ФПРК), принимают участие в различных семинарах – тренингах по организационным вопросам, вопросам охраны труда и другим.
Редакционный совет профсоюза отрасли ежеквартально выпускает информационный пресс – бюллетень, в котором освещаются главные направления организационной, юридической, финансовой работы, условий и охраны труда, а также нормативные документы Республики Казахстан.
Профсоюз железнодорожников является членской организацией Федерации профсоюзов Республики Казахстан.
Главным направлением деятельности профсоюза является достижение равноправного социального сотрудничества между работодателями и профсоюзом в определении и реализации социально — экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также в недопущении снижения уровня защиты прав и интересов работников отрасли.