ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЗАХСТАНСКИЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, АВТОМОБИЛЬНОГО, ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
на 2015 – 2020 годы

Профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта в условиях социальных реформ

ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» понимает, что решение социальных проблем, обеспечение социальной защиты членов профсоюза связано с вопросами становления и развития системы социального партнерства.
На сегодняшний день на железнодорожном транспорте и в профсоюзе железнодорожников, как и в других видах транспорта и их профсоюзах накоплен определенный опыт формирования партнерских отношений, функционирования трехсторонних комиссий, заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Одним из направлений по недопущению снижения уровня защиты прав и интересов работников транспорта является обеспечение равноправного социального сотрудничества между работодателями и профсоюзами в определении и реализации социально — экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двустороннего взаимодействия между работодателями и профсоюзом.
Созданный механизм социальной защиты работников отрасли, через систему отраслевых соглашений и коллективных договоров, позволяет обеспечить повышение заработной платы, вводить дополнительные выплаты и отпуска, реализовать комплекс мер по обеспечению занятости, материальной и социальной поддержки высвобождаемых работников и ветеранов труда.
Главной целью Профсоюза транспортной отрасли в соответствии с Уставом, Законом РК «О профессиональных союзах» является защита социально — трудовых, профессиональных и иных интересов членов профсоюза.
Другими направлениями нашей деятельности являются: борьба за соблюдение основополагающих прав и свобод трудящихся и Профсоюза; укрепление профсоюзной солидарности; тесное сотрудничество с зарубежными, национальными и международными профсоюзными объединениями, в том числе с Международной Конфедерацией профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей стран Содружества Независимых Государств.
В последние годы мир переживает глобальный финансово-экономический кризис. В этих непростых условиях в нашей стране определенную ответственность взяли на себя участники института социального партнерства – органы государственной власти, профсоюзы и работодатели. Их совместные усилия направлены на стабилизацию производственных процессов, обеспечение трудовых прав и гарантий работников, строгое соблюдение норм трудового законодательства.
В июне 2014 года принят новый Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах», которым определены новые подходы к развитию профсоюзного движения: строгая структурированность; четкое определение прав и обязанностей профсоюзов; разграничение полномочий между отраслевыми, локальными профсоюзами, республиканскими и территориальными объединениями профсоюзов; определение порядка участия профсоюзов в организации социального партнерства на всех его уровнях.
ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» активно участвуя в реализации задач, поставленных Главой государства Н.А.Назарбаевым в Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Нурлы жол – Путь в будущее», принимая во внимание государственные программы, изложенные в документах «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», «Дорожная карта занятости – 2020», которые отражают вопросы развития человеческого капитала, совершенствования социально-трудовых отношений, сокращения безработицы, повышения роли профсоюзов в обществе, в интересах развития транспортной отрасли, повышения его качества и улучшения социально-экономического положения работников, определяет на 2015—2020 годы, следую¬щие основные направления деятельности:

Социальное партнерство

Социальное партнерство отнесено к одним из влиятельных институтов гражданского общества в республике. Принцип социального партнерства положен в основу деятельности Международной организации труда, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзов большинства стран мира.
В транспортной отрасли необходимо продолжить работу по развитию и укреплению трехсторонних партнерских отношений, многоуровневой системы коллективно- договорного регулирования трудовых отношений.
Отраслевой Профсоюз является инициатором этого прогрессивного процесса и его роль одна из ведущих.
Отраслевой Профсоюз никогда не ставил цель — дестабилизировать социальную и политическую обстановку. Мы добивались, и будем добиваться утверждения социальной справедливости, цивилизованных взаимоотношений между партнерами. Даже в сложных условиях противостояния между рабочими и работодателями, только переговоры приносят пользу трудовому коллективу.
Инструментом реализации принципов социального партнерства в отрасли являются заключаемые отраслевые соглашения, коллективные договоры и дополнительные соглашения, являющиеся неотъемлемой частью коллективных договоров.
Как Отраслевой профсоюзный центр мы рассчитываем на взаимовыгодное и плодотворное партнерское сотрудничество с администрациями организаций транспортной отрасли.
Для успешного решения задач социального партнерства, сохранения морально-психологического климата в трудовых коллективах отрасли обязуемся прилагать все усилия для достижения обстановки конструктивного взаимодействия и сотрудничества Отраслевого Профсоюза и работодателей транспортной отрасли.
Профсоюз будет добиваться недопущения случаев необоснованного сокращения и увольнения работников транспортной отрасли.
Как Отраслевой профсоюзный центр мы будем добиваться неукоснительного исполнения сторонами соглашений о социальном партнерстве и коллективных договоров взятых на себя обязательств
 широкого информационного обеспечения деятельности сторон социального партнерства.

Правозащитная работа

Все более усиливающееся правовое поле деятельности профсоюза выдвигало перед структурными подразделениями настоятельную необходимость более активного и квалифицированного участия в обеспечении защиты прав членов профсоюза.

В отчетном периоде Центральный Совет, филиалы и комитеты профсоюза на местах принимали меры по дальнейшему усилению правозащитной работы в профсоюзных организациях.

Вопросы, связанные с обеспечением правовой защищенности железнодорожников, неоднократно были предметом обсуждения на заседаниях Центрального Совета. В принятых постановлениях намечались меры, направленные на создание в профсоюзных организациях более эффективной системы правовой защиты работников, усиление профилактической работы по предупреждению нарушений законодательства.

Основными направлениями в работе Профсоюза по вопросам защиты прав членов профсоюза являются:

— совместно с Федерацией профсоюзов Республики Казахстан участвовать в разработке проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс РК». Обеспечить активное участие представителей профсоюза железнодорожников при рассмотрении законопроекта в рабочей группе Федерации;

— обеспечение безусловного применения предоставленных прав законами Республики Казахстан «О профессиональных союзах», «О социальном партнерстве в Республике Казахстан», «Трудового кодекса Республики Казахстан», а также другими законодательными актами;

— совершенствование системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и положений Коллективных договоров, с принятием энергичных мер по устранению выявленных нарушений и защите законных прав и интересов трудящихся;

— оказание бесплатных консультаций и правовой помощи членам профсоюза, защита прав и интересов членов профсоюза в органах государственной власти и перед работодателем, в судебных и других органах по вопросам трудового законодательства.

— проведение разъяснительной работы в коллективах организаций железнодорожного транспорта, и по необходимости – в организациях других видов транспорта: автомобильного, воздушного и водного, по практическому применению норм законодательных актов Республики Казахстан и ратифицированных Парламентом Конвенций Международной Организации Труда.
Безопасность и охрана труда

Практическая деятельность Отраслевого профсоюза в области охраны труда была сосредоточена на реализации его неотъемлемого права и обязанности по защите интересов своих членов на здоровые и безопасные условия труда, установленных льгот и компенсаций за вредные условия труда, на возмещение ущерба за причиненное увечье здоровью и утерю трудоспособности на производстве.

Опираясь на накопленный опыт, определяем следующие основные направления Профсоюза в области безопасности и охраны труда:

— в полной мере использовать Отраслевые соглашения и Коллективные договора в работе по улучшению условий труда, обеспечить действенный контроль за их выполнением;

— всемерно развивать социальное взаимодействие администрации и профсоюза в решении общей гуманной задачи — сохранении жизни и здоровья работников транспортной отрасли;

— продолжить работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, добиваясь полной и безусловной реализации Программы по охране труда, совершенствования профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве, содействовать внедрению технических средств безопасности, аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечения работающих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, разработки и внедрения нормативно правовой документации по охране труда, полному освоению средств, выделяемых на нормативные мероприятия по охране труда;

— совершенствование системы образования по безопасности и охране труда руководителей, специалистов и работников транспортной отрасли;

— участие в формировании проектов государственных программ по безопасности и охране труда, совершенствовании национального законодательства в сфере безопасности и охраны и приведение его в соответствие с международными стандартами охраны труда в соответствии с МОТ — для внедрения на предприятиях отрасли;

— постоянное повышение роли общественных инспекторов по охране труда, уровня их знаний по средствам проведения семинаров. Принимать участие в Республиканских смотрах — конкурсах по безопасности и охране труда в номинации «Лучший общественный инспектор». Ежегодно подводить итоги конкурса на звание лауреата премии Профсоюза железнодорожников Республики Казахстан «Лучшему общественному инспектору по охране труда»;

— продолжать работу по изучению, оценке и снижению рисков на производстве путем постоянного мониторинга и совершенствования системы управления охраной труда.
Организация и оплата труда

Зарплата – один из важных вопросов человека труда. Заработной платой оценивается труд, определяется уровень жизни, возможность достойно обеспечить свою семью.
Для Профсоюза важно – сделать заработную плату достойной для каждого, наиболее защищенной в условиях возможных потрясений, устранить перекосы в оплате труда различных категорий работников, не допускать снижения достигнутого уровня.

Основные направления работы и позиции:

— совместно с Федерацией профсоюзов Республики Казахстан принять участие в работе Республиканской бюджетной комиссии для обсуждения размеров минимальной заработной платы, государственной базовой пенсионной выплаты, минимальной пенсии и величины прожиточного минимума;

— реальное повышение заработной платы железнодорожников, ее удельного веса в общих расходах, достижения доли основной заработной платы не менее 75 процентов в среднемесячной заработной плате работников без учета единовременных стимулирующих выплат;

— для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) опасными условиями труда внедрить повышающие отраслевые коэффициенты, размеры которых определены Коллективными договорами;

— добиваться поквартального индексирования заработной платы работников на уровень роста цен на потребительские товары и услуги, или уровень инфляции по данным Агентства Республики Казахстан по статистике;

— настаивать на упорядочении оплаты труда, изменении структуры и совершенствовании систем заработной платы, внедрении нормативного метода образования фонда оплаты труда, совершенствовании тарифной системы и улучшении нормирования труда, премиальную систему считать оценкой квалифицированного и высокопроизводительного труда;

— установить постоянный контроль за регулированием, использованием и учетом рабочего времени для работающих в условиях круглосуточного, сменного дежурства, с 12 часовой непрерывной продолжительностью работы .

Укрепление организационного единства Профсоюза

Наряду с решением актуальных вопросов в сфере социальной защиты наемных работников, ключевым вопросом деятельности Отраслевого профсоюза является работа по совершенствованию деятельности по укреплению единства и консолидации профсоюзного движения. В этих целях, профсоюз транспортной отрасли продолжит работу по модернизации профсоюзного движения, созданию его модели, соответствующей современным условиям и дающей возможность наиболее полно использовать потенциал профсоюзов в интересах работников.
Проводимые в рамках модернизации организационные мероприятия будут способствовать повышению эффективности деятельности Отраслевого профсоюза и локальных профсоюзов транспортной отрасли.
Отраслевой профсоюз будет продолжать работу в рамках принятой Федерацией Концепции объединения и укрупнения отраслевых профсоюзов на основе нового Закона РК «О профессиональных союзах». В установленные сроки будет выстроена эффективная структура Отраслевого профсоюза, ее членских организаций, способствующую единству и консолидации профсоюзного движения в Казахстане.

Основными направлениями в области организационной работы являются:

— взаимодействие и сотрудничество с Федерацией профсоюзов Республики Казахстан, Международной конфедерацией профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей и другими общественными организациями, программы которых соответствуют целям Профсоюза;

— повышение уровня исполнительской дисциплины во всех звеньях профсоюза, усиление организации контроля и проверки исполнения, мотивации членства в отраслевом профсоюзе, совершенствование форм и методов профсоюзной работы, сохранению численности профсоюзных рядов, вовлечению в них новых членов;

— совершенствование системы обучения и подготовки профсоюзных кадров и актива с целью повышения экономических и правовых знаний, приобретения ими практических навыков в деловой квалификации. Использование в полной мере предоставленных профсоюзу прав по контролю за соблюдением трудового законодательства;

— проведение целенаправленной работы по повышению роли и авторитета первичных профсоюзных организаций, эффективности их деятельности по защите социально- трудовых прав и интересов членов профсоюза.

— обеспечение целенаправленной работы с первичными организациями, что повысит охват и представительность профсоюзного движения.

Международная работа

Важность и актуальность развития отношений с профсоюзами железнодорожников стран Содружества Независимых Государств и Балтии проверены временем.
Профсоюз работников железнодорожного транспорта продолжает принимать самое активное участие в работе Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников (МКПЖ), признанной главами железнодорожных администраций, как организации, представляющей интересы профсоюзов и их членов на международном уровне.
Упрочено взаимодействие и солидарные действия между профсоюзами транспортников наших стран.
Отраслевой профсоюз будет содействовать укреплению международной солидарности, тесному сотрудничеству с национальными и международными профсоюзными объединениями.

В целях укрепления международной профсоюзной солидарности необходимо:

— совместно с Международной Конфедерацией профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей взаимодействовать с Советом по железнодорожному транспорту в решении социально- экономических проблем железнодорожной отрасли на территории государств — участников СНГ;

— содействовать становлению, развитию, укреплению единства и солидарности в формировании единого транспортного пространства;

— добиваться обеспечения равноправного социального сотрудничества между правительствами, работодателями в лице их представительных органов и профсоюзами в определении и реализации социально- экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двустороннего взаимодействия между работодателями и профсоюзами;

— оказывать содействие членским организациям в налаживании контактов с международными профсоюзными объединениями и иными организациями;

— проводить обмен делегациями, международные конференции, тренинги с участием международных представителей.

Активизация гендерной политики

Актуальной остается деятельность профсоюзов по формированию равных возможностей мужчин и женщин в реализации их прав и интересов в сфере трудовых отношений.
Профсоюз транспортной отрасли совместно с членскими организациями – локальными профсоюзами будет добиваться:

— исполнения ратифицированных Конвенций МОТ № 183 «Об охране материнства», №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин»;

— обеспечения охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решения гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;

— активизации работы по полной интеграции женщин в профсоюзные организации, их вовлечения в деятельность профсоюзных органов;

— продолжения работы женских комиссий членских организаций по вопросам охраны труда и техники безопасности, защиты материнства и здоровья женщин, семьи и детей, досуга и быта.

-равной оплаты за равный труд.

О работе с молодежью

В связи с все более возрастающей ролью молодежи на современном этапе развития общества Отраслевому профсоюзу, его членским организациям – локальным профсоюзам, его структурным подразделениям предстоит:
— участвовать в разработке и реализации социальных программ, направленных на повышение эффективности государственной молодежной политики;
— взаимодействовать с молодежными неправительственными организациями, деятельность которых направлена на развитие, самореализацию, защиту прав и законных интересов молодежи;
— активно участвовать в разработке предложений Федерации профсоюзов Республики Казахстан в части совершенствования национальных законодательств о правах молодежи, участвовать в реализации Концепции молодежной политики Федерации профсоюзов Республики Казахстан;
— координировать деятельность членских организаций Профсоюза по работе с молодежью;
— при подготовке и заключении Отраслевых соглашений и Коллективных договоров добиваться заключения положений, обеспечивающих достойные социально- трудовые гарантии работающей и учащейся молодежи, реализацию молодежной политики профсоюза;
— проводить школы наставничества для передачи знаний о правах и обязанностях работников в системе социального партнерства — отраслевое соглашение и коллективный договор, действующие в отрасли, в законодательстве Республики Казахстан;
— проводить мероприятия, направленные на поддержание среди молодёжи железнодорожной отрасли, положительного имиджа и доверительного отношения к профсоюзному движению, его консолидации, повышения правовой культуры работников АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его дочерних зависимых организаций;
— создавать условия для формирования у работников активной жизненной и гражданской позиции, установки на участие в общественной и профсоюзной жизни, вести целенаправленную работу по вовлечению работающей и учащейся молодежи в члены профсоюза;
— усилить пропагандистскую и информационную работу среди молодых членов Профсоюза через средства массовой информации, профсоюзные издания, сайт Профсоюза;
— сформировать банк данных молодежных профсоюзных лидеров для включения их в кадровый резерв Профсоюза;
— изучать, обобщать и распространять лучший опыт работы профсоюзных организаций всех уровней Профсоюза с молодежью, а также опыт зарубежных партнеров;
— взаимодействовать с Советом по делам молодежи при Президенте АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и в регионах.

Информационное обеспечение профсоюзной деятельности

Считать первоочередной задачей в предстоящем периоде дальнейшее освоение и развитие современных информационных технологий для осуществления более эффективного представительства и защиты интересов членов Профсоюза, широкой информированности профсоюзного актива, членов Профсоюза и всех работников отрасли о деятельности Профсоюза, привлечения их к активному участию в его деятельности.

Основными направлениями в области информационной работы являются:
— формирование общественного мнения в интересах трудящихся и Профсоюза, привлечение внимания общества к проблемам, решения которых добивается Профсоюз, разъяснение стратегических целей и задач профсоюзного движения, формирование у членов профсоюзов и трудящихся негативного отношения к руководящим работникам, нарушающим трудовое законодательство;
— формирование имиджа Профсоюза как основного и наиболее дееспособного профессионального союза в транспортной отрасли, последовательно отстаивающего права трудящихся на всех уровнях;
— распространение информации о деятельности профсоюзных организаций, входящих в Профсоюз, об организации и проведении коллективных действий, их целях, задачах и результатах;
— создание единого информационного пространства Профсоюза, обеспечение информационной связи между различными звеньями и уровнями профсоюзного движения, постоянной информированности профактива о деятельности профсоюзных органов, о новых законодательных актах и действиях исполнительной власти, работодателей, об оценке положения дел с позиций профсоюзов, о передовом опыте работы профорганизаций;
— обобщение и анализ информации о деятельности Профсоюза, изучение и распространение передового опыта по взаимодействию со СМИ, его популяризация с целью совершенствования форм и методов профсоюзной работы;
— создание системы обучения для овладения современными информационными и коммуникационными технологиями активистами и рядовыми членами Профсоюза, повышение их мотивации к работе в информационном пространстве;
— совершенствование и укрепление информационной базы (контент сайта, выход в социальные сети);
— использование возможностей государственных и иных средств массовой информации для пропаганды профсоюзной деятельности;
— обеспечение выпуска информационных бюллетеней (информационных листов, вестников, сборников);
— организация обучения профсоюзных кадров и актива новым информационным технологиям;
— создание агитационно-рекламной продукции, раскрывающей цели и задачи Профсоюза, современный имидж профсоюзного движения и профсоюзного лидера;
— использование в качестве рекламы атрибутики и символики Профсоюза при проведении массовых мероприятий.

Финансовая деятельность

Способность Профсоюза успешно защищать социально- трудовые права трудящихся отрасли, отстаивать правовые гарантии собственной деятельности напрямую связана с высоким уровнем их организованности и наличием достаточной финансовой базы. Распыление членских взносов, финансовая обособленность структурных звеньев профсоюза могут привести к недостатку средств, необходимых для выполнения уставной деятельности.

Основные направления в вопросах финансовой деятельности:

-соблюдение принципа единой финансовой политики, предполагающей единые нормативную базу и классификацию статей профсоюзного бюджета, методики планирования и отчетности, формы финансовой документации, соблюдение обязательности перечисления членских взносов, предоставление необходимой информации, связанной с исчислением и уплатой членских профсоюзных взносов, что является эффективным средством организационно- финансового укрепления профсоюза ;

— проведение разумной централизации профсоюзных средств, с целью более лучшего их сбора, учета и рационального использования;

-введение централизованного бухгалтерского обслуживания профкомов, что позволяет экономить на расходах по содержанию бухгалтеров и казначеев профкомов, штрафах и пени налоговых органов, использовать свободные средства и доход от этого на уставную деятельность.

Профсоюз транспортной отрасли призывает к единству и консолидации профсоюзного движения в новых условиях, активизации совместных действий за достойный труд, за социальный прогресс.