ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КАЗАХСТАНА
I. Период зарождения (весна 1905 года – лето 1917 года)
- 20-21 апреля 1905 года. Состоялся I съезд Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС, г. Москва).
- Весна-лето 1905 года. По решению I съезда ВЖС на линии Оренбургско-Ташкентской ж.д. начали возникать и укрепляться социал-демократические группы, в том числе и на станциях Перовск (ныне Кызылорда), Казалинск, Туркестан, Актюбинск и др.
- Май 1905 года. По архивным данным, первая ячейка ВЖС на территории современного Казахстана была организована в ремонтных мастерских паровозного депо ст. Перовск.
- Конец мая 1905 года. Прошли волнения на ст. Джусалы. 200 рабочих потребовали от администрации улучшения условий труда, сокращения рабочего времени, вежливого обращения и т.п.
- Август 1905 года. Состоялась первая забастовка рабочих депо ст. Перовск с требованиями по улучшению условий труда.
- Октябрь 1905 года (Оренбург). Состоялось общее собрание железнодорожников, которое выбрало делегатов для разработки программы требований улучшения экономического и служебного положения рабочих дороги. Из их числа было создано «исполнительное учреждение» – «Бюро железнодорожного союза Оренбургско-Ташкентской дороги» – одна из первых профессиональных организаций железнодорожников дореволюционного Казахстана. 18 октября 1905 года железнодорожники Оренбурга решили по «всей программе присоединиться к Всероссийскому союзу железных дорог».
- 15 октября 1905 года. На железной дороге началась стачка. На южном участке дороги ею руководили железнодорожники ст. Перовск. Перовские железнодорожники в эти дни открыто присоединились к политическим требованиям общероссийского характера, поддержав первый делегатский съезд железнодорожников.
- Июль 1906 года. На ст. Казалинск Оренбургско-Ташкентской ж.д. создан районный комитет ВЖС.
- Осень 1906 года (ст. Петропавловск). Организована ячейка ВЖС в паровозном депо численностью 210 человек.
- Осень 1908 года (ст. Уральск). Сформирован профессиональный союз рабочих мастерских и депо для отстаивания трудовых прав железнодорожников.
- Апрель 1911 года (ст. Перовск). Состоялась забастовка паровозных бригад, протестовавших из-за резкого снижения норм расхода топлива для паровозов и штрафов за их перерасход.
- Июнь 1913 года (ст. Актюбинск). Прошла забастовка рабочих численностью 201 человек, занятых подрядчиками на строительных работах.
II. Начало (июль 1917 года – май 1925 года)
- 15 июля 1917 года. Состоялся Всероссийский учредительный съезд Союза железнодорожников, им был избран Всероссийский исполнительный комитет (Викжель).
- 19 декабря 1917 года. Состоялся Чрезвычайный всероссийский железнодорожный съезд, которым избран Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников (Викжедор).
- 17 января 1918 года. Начала работу Конференция центральных правлений Всероссийских железнодорожных профессиональных союзов (Всопрофжель).
- 21 февраля – 1 марта 1919 года. Состоялся I Всероссийский съезд железнодорожников. Утверждено наименование «Всероссийский профессиональный союз рабочих и служащих железнодорожного транспорта». Избран Центральный комитет Союза (Цекпрофсож).
- 3 сентября 1920 года. Состоялся Пленум Всероссийского центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).
- 21 марта 1921 года. В г. Москве открылся I Всероссийский съезд объединенного союза работников железнодорожного и водного транспорта. Съездом был избран Центральный комитет Союза транспортных рабочих (ЦЕКТРАН).
- 2-4 октября 1922 года. На II Всероссийском съезде союза работников железнодородного и водного транспорта произошло разделение профсоюза на два автономных союза: железнодорожников и водников. Образован Всероссийский профессиональный союз рабочих и служащих железнодорожного транспорта.
- 1922 год. Состоялось подписание первого Генерального коллективного договора между Народным комиссариатом путей сообщения СССР(НКПС) и ЦК профсоюза.
- 17 апреля 1924 года. Состоялся VII Всероссийский съезд профсоюзов железнодорожников. Принято новое название организации «Профессиональный союз работников железнодорожного транспорта СССР».
- В 1924 году организована Семиреченская железная дорога и создана районная профсоюзная организация (Райпрофсож).
- В признании заслуг железнодорожников в становлении профсоюзного движения первый съезд профсоюзов Казахстана состоялся 31 мая 1925 года в городе Кызылорде.
III. Становление. Турксиб и предвоенные годы (30-е-40-е гг.)
1930 г. На Туркестано-Сибирской железной дороге (Турксиб) организованы первичные ячейки и районная профсоюзная организация (Райпрофсож).
1928-1932 гг. Идет активная подготовка «агентов эксплуатации дороги» из числа местных национальных кадров: государство, осознавая, что казахи, как новички на промышленном производстве, столкнутся с трудностями на рабочих местах, организовало со своей стороны достаточно сильную систему поддержки для казахов, желавших пополнить рабочую силу. Защищаемые рабочие находились под специальным законодательством, предусматривающим преимущества при найме, и их права гарантировались общественными организациями.
Правительство, обеспечивая строительство железной дороги за счет местных трудовых ресурсов, приняло специальное постановление, по которому казахи, привлекаемые на стройку, приравнивались к членам профсоюза и оформлялись на постоянную работу, а не на сезон, как это имело место в начале строительства с рабочими, прибывшими в большом количестве из сел республики и центральных областей страны для работы на сезон.
За 1928-1930 годы на Турксиб прибыло высококвалифицированных строителей более 6,5 тысячи человек. Тогда как общее число работающих здесь уже составило в 1930 году около 50 тысяч человек.
В этот период на железных дорогах получило развитие стахановско-кривоносовское движение. Организуя соревнования, профсоюзные организации дорог способствовали распространению опыта лучших, работе школ технического минимума, курсов повышения квалификации. Профкомы уделяли большое внимание ликвидации неграмотности, росту образовательного и профессионального уровня железнодорожников.
В это время профкомы были гарантом справедливости решения социально-бытовых вопросов: жилье, условия и оплата труда, медобслуживание и организация досуга, мест в яслях и детском саду, вплоть до распределения товаров и продуктов.
25.10.1934 год. Пленум ЦК профсоюза железнодорожников принял решение о разукрупнении профессионального союза на 6 самостоятельных организаций – профсоюз железных дорог: Центра, Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии, профсоюза рабочих заводов железнодорожного транспорта, Метрополитена.
1936 год. Всенародным признанием заслуг железнодорожников перед страной стало учреждение в 1936 году профессионального праздника – Дня железнодорожника.
IV. Во имя Победы! Война и послевоенные годы (40-е-50-е гг.)
В годы Великой Отечественной войны главной задачей профсоюзов стала мобилизация трудящихся на выполнение заказов фронта.
Июль-ноябрь 1941 года. Из западных районов страны на Урал, в Сибирь, Забайкалье, Казахстан и Среднюю Азию было перебазировано 2 593 предприятия, в том числе 1 523 крупных завода, множество различных учреждений и организаций. Эвакуировано 15 миллионов рабочих и членов их семей.
Октябрь 1941 года. Руководствуясь Постановлением ЦК Компартии Казахстана «О перестройке профсоюзной работы на военный лад», профсоюзные организации области активно участвовали в размещении эвакуированных предприятий, в налаживании их работы в новых условиях, в размещении и трудоустройстве прибывших людей.
На профсоюзы возлагалась организация питания и обеспечение эвакуированных кипятком на станциях и в пути следования, медицинское обслуживание. За счет профсоюзных средств осуществлялось размещение и обеспечение продуктами питания людей, прибывающих по месту эвакуации.
1942-1945 годы. В фонд обороны из профсоюзных средств поступило более 100 миллионов рублей на строительство танковой колонны «Профсоюзы СССР» и двух эскадрилий самолетов.
Профсоюзы проводили работу по улучшению условий труда и быта железнодорожников, открытию детских садов, развитию коллективного и индивидуального огородничества, оказанию помощи семьям фронтовиков, а также по сбору подарков для бойцов действующей армии.
1945-1948 годы. Исключительна велика была роль профсоюзов в восстановлении разрушенного войной хозяйства в послевоенный период. Профсоюзы курировали деятельность созданных в 1945 году Бюро по рационализации и изобретательству организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), нацеливая поиск рационализаторов на решение самых актуальных для железных дорог проблем, добиваясь оперативного рассмотрения и внедрения предложений. В первые послевоенные годы посыл рационализаторов и изобретателей был направлен прежде всего на продление срока службы технических средств, изготовление собственными силами остродефицитных деталей.
1947 год. Восстановлена практика заключения коллективных договоров, отмененная в 30-е годы. По всей стране прошла кампания по заключению коллективных договоров между трудовыми коллективами и хозяйственными органами. Интересы коллективов представлял профсоюз.
Октябрь 1948 года. Состоялся объединенный пленум центральных комитетов всех шести железнодорожных профсоюзов. Было принято решение об их слиянии в один профсоюз – Профсоюз рабочих железнодорожного транспорта СССР.
17-21 марта 1949 года. В Москве прошел XI съезд профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СССР. На нем были подведены итоги многогранной деятельности профсоюза в послевоенный период. На съезде также было уделено внимание вопросам, связанным с решением социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей.
V. Новые задачи. Великая Казахская железная дорога. Защита трудовых и социальных интересов работников в «эпоху развитого социализма» (1956-1990-е гг.)
1956-1958 годы. На состоявшихся XIV (1956 год) и XV (1958 год) съездах Профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СССР перед железнодорожными профсоюзными организациями поставлена задача в изменившихся условиях и характере труда железнодорожников и транспортных строителей обеспечить переподготовку кадров, организовать их обучение, поднять общий уровень культуры и технических знаний.
Январь 1957 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено разработанное ВЦСПС «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров», по которому местным комитетам профсоюзов предоставлялось право непосредственного рассмотрения трудовых споров между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрации с другой.
1958 год. Принято «Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профсоюза», согласно которому вопросы развития производства, условий труда, зарплаты, быта, культуры, отдыха, оздоровительных мероприятий стали решаться только при непременном участии профсоюзной организации.
1958 год. Туркестано-Сибирская железная дорога была объединена с Карагандинской в Казахскую железную дорогу и проведены выборы профсоюзного актива. Стало легче решать производственные, социальные и хозяйственные задачи, повысилась эффективность работы казахстанских железных магистралей. Общую протяженность железной дороги довели до 14 с лишним тысяч километров. По протяженности и грузообороту она стала самой крупной в Советском Союзе. Ее грузооборот равнялся суммарному обороту железных дорог Италии, Испании, Франции, Германии и Англии.
1950-1970-е годы. Внедрение на транспорте прогрессивных видов тяги, большегрузных вагонов, оснащение парка подвижного состава автотормозами, автосцепками, переход на роликовые подшипники, изменение структуры парка грузовых вагонов за счет их дальнейшей специализации, внедрение достижений науки и техники – все это потребовало от профсоюзных комитетов осуществления мер по поддержке учебных заведений железнодорожного транспорта – технических школ, профессиональных училищ, техникумов и институтов.
Помимо своей основной работы, профсоюз делает акцент на улучшении деятельности культурно-просветительских учреждений. В домах и дворцах культуры работали лектории, множество кружков, народные театры и студии, клубы по интересам. Расширялась сеть музеев боевой и трудовой славы.
1977 г. Правительством СССР принято решение о разделении Казахской железной дороги на три дороги (Алматинскую, Западно-Казахстанскую и Целинную). В мае создан оргкомитет, а в июне проведена первая на Целинной железной дороге профсоюзная конференция, председателем дорожного комитета (Дорпрофсож) избран Лашин Иван Иванович. В этом же году образованы Западно-Казахстанская и Алматинская железные дороги, в которых коллективы Западно-Казахстанской железной дороги избрали председателем Дорпрофсожа Жумагулова Орынбая, а коллектив Алматинской железной дороги – Жаскабаева Касымжана Мамбетовича.
1977-1990 годы. В профсоюзах ж/д организаций Казахстана под эгидой Дорпрофсожов продолжается работа по улучшению условий труда, отдыха и быта железнодорожников, членов их семей.
20 сентября 1990 года. Созван внеочередной XXV съезд Профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства – последний в истории отраслевого профсоюза в рамках СССР. Съезд принял решение о переименовании профсоюза в «Независимый профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей».
VI. На стыке эпох. Рождение профсоюза железнодорожников независимого Казахстана (1990-1993 гг.)
Негативные явления, которые накапливались в стране в 70-80-е годы прошлого столетия, не могли не отразиться и на деятельности профсоюзов. Несмотря на происходившие в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни изменения, профсоюзы к середине 80-х годов продолжали выполнять свои традиционные, производственные и распределительные функции.
10 октября 1990 года. На XIV съезде профсоюзов Казахстана была принята Декларация об образовании Федерации профессиональных союзов Казахской ССР – правопреемника Казсовпрофа.
Федерация провозгласила свою независимость от органов государственной власти, работодателей и политических партий, поставив главной целью своей деятельности – консолидацию действий профсоюзов, представление и защиту социально-экономических, трудовых прав и интересов членов профсоюзов и обеспечение прав и свобод профессиональных союзов.
Учредителями и членами Федерации стали отраслевые профессиональные союзы и региональные межсоюзные объединения.
3 марта 1992 года. Принято решение о переименовании Федерации профсоюзов Казахской ССР в Федерацию профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК).
26 марта 1992 года. Состоялся I (учредительный) съезд, провозгласивший создание профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Республики Казахстан. В нем приняли участие более 120 делегатов от трех железных дорог страны (Дорпрофсожи, Райпрофсожи и первичные профсоюзные организации предприятий, непосредственно подчинявшихся отделениям дорог, а также строительных трестов «Желдорстрой» и «Казтранстрой»). На Съезде были разработаны и утверждены основные направления деятельности профсоюза отрасли и Устав. Председателем единого отраслевого профсоюза избрали руководителя профсоюза Алма-Атинской ж.д. Бориса Егоровича Шубина.
26 февраля 1993 года. Подписано первое Отраслевое соглашение между Правительством Республики Казахстан, Управлениями Алма-Атинской, Западно-Казахстанской, Целинной железных дорог и Профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей Казахстана.
1993-2000 годы. С первых дней своей деятельности для решения жизненно важных вопросов людей труда Профсоюз настойчиво добивается конструктивного диалога с органами исполнительной власти и работодателями.
По мере того, как стальная магистраль Казахстана претерпевала целый ряд ключевых преобразований, менялись структура, названия, независимый профсоюз целенаправленно и планомерно отстаивал интересы тысяч тружеников отрасли. И при этом не допускал трудовых конфликтов и прекращения работы. Все вопросы решались за столом переговоров не с позиции силы, а уважительного отношения к стороне диалога. В любых ситуациях во главу угла всегда ставились реальные возможности и создание нормального психологического климата в трудовых коллективах.
VII. На заре нового тысячелетия. Отстаивая интересы труженников стальной магистрали (2000-2014 гг.)
Сентябрь 2000 года. Прошел IV съезд Профсоюза, который рассмотрел отчет о работе Центрального Совета Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей за период 1995-2000 гг. На нем были приняты изменения в Устав Профсоюза, утверждены положения о филиале Профсоюза, о первичной профсоюзной организации, о контрольно-ревизионной комиссии, образцы профсоюзного билета, учетной карточки, логотипа. Было принято решение о переименовании общественного объединения «Профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей в Республике Казахстан» в общественное объединение «Профессиональный союз железнодорожников Республики Казахстан».
Сентябрь 2010 года. Состоялся VI съезд Профсоюза, где председателем Профсоюза железнодорожников РК был избран Ахметбаев О.Т., который возглавляет отраслевой профсоюз по настоящее время. Там же на этом съезде, отдавая должное заслугам в сохранении и развитии железнодорожного профсоюзного движения в республике, первому председателю Профсоюза – Б.Е. Шубину было присвоено звание «Почетный председатель Профсоюза железнодорожников РК».
2 октября 2014 года. Проведен внеочередной VIII съезд Профсоюза железнодорожников Казахстана. Делегатами было принято решение о переименовании Профсоюза в ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз железнодорожников». В соответствии с принятым в 2014 году Законом РК «О профессиональных союзах» внесены изменения в Устав и Положения.
3 октября 2014 года. По инициативе Профсоюза состоялся Форум работодателей и председателей работников АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», дочерних организаций, а также транспортных организаций, переданных под управление компании: «Социально ориентированная политика компании – стабильность в коллективе и на производстве».
12 декабря 2014 года. Состоялся объединительный съезд профсоюзов транспортной отрасли Республики Казахстан. На съезде профсоюзами транспортной отрасли ОЮЛ «Федерация профсоюзов авиационных работников Республики Казахстан», ОЮЛ «Союз профсоюзов автомобильного транспорта и дорожных предприятий Республики Казахстан», ОО «Профсоюз работников АО «Кедентранссервис», ОО «Профсоюз работников «Международный аэропорт Астана» принято решение войти в качестве членской организации в ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз железнодорожников», которое стало именоваться ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» (КАЗПРОФТРАНС).
VIII. В авангарде перемен. (2016-2025 гг.)
Идут годы, но неизменными остаются главные принципы и направления работы отраслевого профсоюза – защита трудовых прав и социально-экономических интересов работников, ветеранов отрасли, законотворческая деятельность, оказание организационной, консультативной, правовой и материальной помощи, решение вопросов охраны труда, разрешение трудовых конфликтов, благотворительность, развитие спорта, обучение, молодежная политика, международное сотрудничество и многое другое.
Профсоюз продолжал активно работать в сложные годы карантина, оказывая помощь и поддержку трудящимся отрасли, закупая необходимые медицинские препараты, средства защиты и оборудование, выделяя денежные средства пострадавшим работникам и их семьям. Профсоюз поддержал пострадавших железнодорожников и во время ЧС на ст. Арысь и пожара в Аулиекольском районе. В это непростое время был организован сбор денежных средств в помощь семьям железнодорожников и ветеранам отрасли, пострадавшим от разгула стихии.
Все эти факторы отразились на росте авторитета профсоюзной организации отрасли.
Сегодня Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта (КАЗПРОФТРАНС) вырос в крупную, авторитетную организацию, объединяющую более 100 тысяч работников одной из самых стратегически важных отраслей экономики.
Сегодня структура Профсоюза включает в себя 12 филиалов, 5 представительств, 15 локальных профсоюзов, свыше трехсот первичных профсоюзных организаций.
Последовательная реализация обязательств и гарантий, установленных отраслевым соглашением и коллективными договорами, позволяет сохранять стабильную работу железнодорожного транспорта. Взаимоотношения Профсоюза с руководством АО «НК «Қазақстан темiр жолы», его дочерними организациями и структурными подразделениями строятся по принципу равноправного социального партнерства.
Профсоюз является одним из учредителей Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников, Федерации профсоюзов Республики Казахстан, а с 2016 года стал членской организацией Международной федерации транспортников (ITF).
120-летие профсоюзного движения Профсоюз железнодорожников Казахстана отмечает не словами, а конкретными делами. Он планомерно продолжает усиливать работу по защите интересов членов Профсоюза. Кроме того, в течение юбилейного и одновременно выборного года в разных регионах страны запланированы различные организационные, культурно-массовые, имиджевые и спортивные мероприятия, благотворительные акции, работа с детьми, чествование ветеранов и активистов Профсоюза.
Завершит юбилейный год очередной XI Съезд Профсоюза, который определит дальнейший вектор развития отраслевой профсоюзной организации.