You are currently viewing Конференция, посвященная 100-летию МОТ.

Конференция, посвященная 100-летию МОТ.

Международная научно-практическая конференция «Достойный труд и будущее сферы труда», которая была созвана в эти дни в живописном  предгорье Заилийского Алатау близ Алматы, могла бы превратиться в очередное мероприятие для галочки. Тем более и повод красивый – встреча приурочена к 100-летию Международной организации труда. Но не таковы участники конференции – представители МОТ (Международная организация труда), МКПЖ (Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников), делегации профсоюзов железнодорожников Грузии, Кыргызстана, России, Узбекистана, Украины, Эстонии, председатели филиалов и профкомов ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» («КАЗПРОФТРАНС»), а также АО «НК «ҚТЖ». Они говорили не только об исторических параллелях, но о сегодняшнем, наболевшем и злободневном. Им было что обсудить.

– Когда говорят, что профсоюзы – тормоз прогресса, что это реликт советского прошлого, покажите пример Скандинавии, – предложил заведующий сектором Европы и Центральной Азии бюро трудящихся МОТ Сергиюс Гловацкас. – Скандинавские страны относятся к числу самых богатых, удобных для проживания, благообеспеченных регионов в мире. В том числе еще и потому, что там сильные профсоюзы!

Всего в мире насчитывается 550 миллионов членов профсоюзов. В последние годы наметился спад, причиной которого и деиндустриализация, при которой традиционные профсоюзные сектора уменьшаются, трудовая миграция и другое. В странах бывшего союза профсоюзы составляют более 30%, что сравнимо с Западной Европой. Самая низкая численность в Восточной и Центральной Европе – около 10%. В Казахстане за десятилетие произошло небольшое снижение с 38% до 37% от наемных, 27% от занятых, а в России эти цифры 33, 27 и 25. При этом заметен рост профсоюзных организаций на онлайн платформах, в новых сферах экономики.

– Время вызовов, надо на них отвечать, знать, как планировать наше будущее движение, – считают представители МОТ.

Уверенность в завтрашнем дне

Заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Мухтар Тиникеев отметил, что Казахстан с 1993 года является членом этой авторитетной специализированной организации ООН по вопросам сферы труда. Федерация профсоюзов РК  обратилась к правительству принять меры в 2019 году по присоединению к 5 конвенциям МОТ: «О минимальных нормах социального обеспечения», «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», «О работе на условиях неполного рабочего времени», «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве». Ратификация конвенций МОТ будет способствовать совершенствованию трудового и социального законодательства в стране в соответствии с международными стандартами в сфере труда и повышению правовой защиты и гарантий работникам всех категорий.

– Для человека труда важны: достойная зарплата, стабильная работа, крыша над головой, и уверенность в завтрашнем дне. Последнее дают профсоюзы, – считает М.Тиникеев.

Председатель  «КАЗПРОФТРАНС» Оразгали Ахметбаев напомнил, что с первых дней деятельности основной и главной задачей профсоюза транспортников, образованного  в 1992 году, было создание партнерских отношений с исполнительной властью и работодателями железнодорожных и транспортных предприятий. С целью проведения согласованных действий по урегулированию социально-трудовых отношений, решению профессиональных и социально-экономических проблем 14 декабря 2017 года было подписано отраслевое соглашение по социально-трудовым вопросам между государственным органом  – министерством по инвестициям и развитию РК, работодателем – АО «НК «ҚТЖ», иными организациями железнодорожного транспорта и отраслевым профсоюзом на 2018-2020 годы. Подписан Коллективный договор на 2018-2020 годы между АО «НК «ҚТЖ» и его трудовым коллективом, а также с 15  дочерними организациями.

– Одним из основных критериев оценки уровня благополучия железнодорожников является размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Следует отметить, что выплаты зарплаты, начисление и оплата ежегодных трудовых отпусков работников компании и дочерних обществах производится без задержек и в сроки, оговоренные договорами. Задолженность по выплате заработной платы за прошедший год отсутствует, снижения от уровня сложившейся оплаты труда не произошло. Коллективными договорами предусматривается индексация зарплаты. С 1 января 2019 года НК «ҚТЖ» и ее дочерних организациях повышена зарплата на 5% (в 2018 году – 10%), – сказал О.Ахметбаев.

Достойная зарплата

Зарплатная тема, так или иначе, звучала во всех выступлениях.

Вызвал дискуссию тезис о том, что «зарплата и денежное вознаграждение – не основной фактор мотивации, удовлетворенности работника». Но специалист по HR уверенно доказывала, и ее поддержали члены команды в том, что от атмосферы, командного духа, лидерства зависит многое. Такая мотивация дает положительный вклад в производительность, а роль руководителя, корпоративная культура, атмосфера в коллективе влияют  на атмосферу в коллективе.

Казалось, что генеральный секретарь Международной конфедерации железнодорожников (МКПЖ) Геннадий Косолапов знает все аспекты заработной платы. И этот вопрос касается всех членов конфедерации, образованной в 1992 году 7-ю профсоюзами, и включающей сейчас 14 структур и более 2 млн. членов профсоюзов.

Он привел любопытную сравнительную статистику по зарплатам в разных странах. Средний показатель имеет большой разброс – от $133 долларов в Таджикистане до почти $1800 в Литве. По оценке эксперта, сам показатель в долларовом эквиваленте не очень точен, потому что не одинакова покупательная способность. Поэтому спикер предложил рассматривать соотношение средней зарплаты с номинальной в стране. Оказалось, что большинство стран начинают отставать по этому показателю – средняя зарплата растет быстрее, чем на железных дорогах. А в Грузии, Молдове, Таджикистане и Азербайджане средняя зарплата железнодорожников ниже, чем средняя в этих странах. Далеко не во всех странах выросла и реальная зарплата. В Казахстане, Молдове, Грузии и Латвии этот показатель к росту цен оказалась ниже.

В связи с этим Г. Косолапов считает, что надо менять систему оплаты труда в наших странах.

– Первое, что должны добиваться профсоюзы – повышение зарплаты выше инфляции.  Если россиянам удастся это сделать в новом коллективном договоре, мы все сделаем шаг вперед! – уверен Г. Косолапов.

Казахстан в этой ситуации в сравнении с другими странами выглядел этаким середнячком. Между тем, в ҚТЖ предпринимают усилия, чтобы убедить АРЕМ повышение оплаты труда в следующем году осуществлять на большие проценты. И здесь уже сам работодатель заинтересован в стимулировании труда своих работников.

Online против коррупции

На конференции управляющий директор по HR (директор по управлению персоналом) АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич сделала презентацию на тему «Коллективный договор, как главный фактор достижения достойного труда и другие формы проявления социальной ответственности», которая вызвала живую дискуссию в зале и много вопросов.

В последнее время в нацкомпании активно запускаются проекты по прозрачному поиску и подбору кадров, трудоустройству на работу. В качестве пилотного осуществили проект на 188 вакансий в 3 регионах, задействовав Шымкент, Алматы и Атырау. На двух сайтах HeadHunter.kz  и Nur.kz опубликовали объявления и получили 2 тысячи заявлений. Причем все делается в условиях полной открытости и гласности. Каждый претендент онлайн видит этап прохождения своей заявки – посмотрели ли его резюме, прошел ли тестирование, какие были высказаны замечания. Сотрудники HR в постоянном диалоге с людьми, объясняя оперативно – кому опыта не хватает, квалификация или образование не подходят. За первую неделю одного претендента трудоустроили на разъезде в Атырауской области, позже еще трое получили работу. Такое раньше не практиковалось.

Одновременно в компании отметили и практиковавшийся ранее мораторий на принятие на работу людей не из системы ҚТЖ. Признали, что действовал он  формально, ведь только за 2018 год 14 тысяч внешних людей приняли на работу. При этом и в дальнейшем однозначный приоритет при других равных условиях всегда будет отдаваться внутренним кандидатам. Это безусловное правило, заверила Т. Микулич.

Как и то, что в этих вопросах учитывается слово профсоюзов.

– В комиссии участвуют локальный руководитель, HR и член профсоюза – как символ некой справедливости, – подчеркнула она.

И это важно, особенно для такой нацкомпании, как ҚТЖ, которая, давая работу для 1% трудоспособного населения Казахстана, а это ни много ни мало – 126 тысяч человек, является ключевым работодателем страны и тем самым оказывает огромный эффект на ее экономику и социальную стабильность.

В компании  производственный персонал составляет 92,5%. При этом 97% – члены профсоюза.

– Это демонстрирует очень высокий уровень доверия, люди видят большую пользу в этом движении. Нам, как работодателю, это удобно, –  считает Т.Микулич.

Сейчас бюджет нацомпании на социальные льготы по коллективному договору составляет 9,1 млрд. тенге. Масштаб этого показателя сопоставим с  соцобеспечением города Нур-Султан, население которого более миллиона человек. В рамках коллективного договора предоставляется 29 льгот, из них 11 – для ветеранов,  11  – для детей сотрудников.

Молодежный флэшмоб

В рамках конференции прошла молодежная сессия в формате дискуссионного клуба. На ней обсуждались вопросы достойного труда для молодежи, с учетом тех вызовов, которые стоят перед молодым поколением.

 – Мир современный стремительно меняется, наступает эра  информационных технологий. Работодателю и профсоюзам надо понимать, что возможно через некоторое время определенных профессий уже не будет. Как к этому подготовиться, что уже надо сделать? – рассуждает главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ», председатель комиссии по делам молодежи «КАЗПРОФТРАНС» Замир Сериков.

Все это он горячо обсуждал с коллегами из России, Кыргызстана, Грузии, Узбекистана и других стран. Каждый предлагал свое видение.

– Необходимо обучать информационным технологиям, процессам цифровизации. Даже простому рабочему необходимы азы IT, чтобы легче переквалифицироваться. Готовить фундамент уже сегодня, – убеждал друзей молодой железнодорожник.

После плодотворной дискуссии участники молодежной сессии организовали квест, который помог им поднять командный дух, коммуницирования с коллегами. Алматинская команда подготовила флэшмоб для всех гостей.

Заведующий сектором Европы и Центральной Азии бюро трудящихся МОТ Сергиюс Гловацкас высоко оценил командную работу молодежи и предложил передать для юбилейной сессии Международной организации труда итог квеста – собранный пазл «100 лет МОТ!». И теперь этот коллективный труд поедет в штаб-квартиру МОТ в Женеву.

Участники конференции приняли специальную резолюцию, в которой особо отметили роль и значение МОТ в современных условиях.