Второй Евразийский форум по безопасности и цифровизации на железнодорожном транспорте состоялся в Алматы. В мероприятии участвовали представители МИИР РК, железнодорожных администраций стран СНГ, производители инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, конструкторские бюро, научно-исследовательские организации. Форум стал крупной и эффективной площадкой для обмена опытом.
Открывая форум, заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов отметил, что происходящие глобальные изменения в мире требуют выстраивания новой транспортно-логистической архитектуры.
– Для дальнейшего развития транзитных и экспортных перевозок компания реализует ряд проектов. В частности,
запланировано строительство вторых путей участка Достык – Мойынты, что существенно увеличит пропускную
способность на границе с Китаем. Строительство обводной железной дороги в обход узла Алматы переключит
транзитный грузопоток на короткий маршрут и разгрузит Алматинский узел в среднем на 30-40%. Также рассматривается вопрос строительства третьего погранперехода с Китаем Бахты – Тэчен и железнодорожного участка Аягоз – Бахты. До 2029 года планируется поставка еще порядка 450 локомотивов к ранее приобретенным более 500 современным грузовым и
пассажирским локомотивам, – сказал Канат Альмагамбетов.
Также он отметил, что наряду с развитием инфраструктуры, увеличением количества подвижного состава и повышением грузопотока для нацкомпании приоритетной задачей является обеспечение безопасности перевозочного процесса. ҚТЖ проводит целенаправленную работу по предупреждению нарушений. За девять месяцев текущего года, по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года, количество нарушений безопасности движения на железной дороге снизилось
на 10%. Каждое третье нарушение связано с наездами на посторонних людей, безнадзорный скот, дорожно-транспортными происшествиями на железнодорожных переездах.
Как отметил директор по безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Марат Шакенов, для снижения влияния человеческого фактора на безопасность движения 2022 и 2023 годы объявлены Годами развития культуры безопасности движения. Основное внимание акцентируется на повышении квалификации и психологической подготовленности работников, от которых зависит обеспечение безопасности движения поездов. Более девяти тысяч работников массовых профессий
уже прошли обучение. Внедрена система мотивации персонала, улучшаются условия труда. За предотвращение нарушений безопасности движения премированы более 500 человек. Продолжается работа по автоматизации процесса сбора информации и контроля принимаемых мер по устранению замечаний службами и линейными предприятиями железной дороги. Так, автоматизируются «Книга замечаний машиниста», «Комиссионный месячный осмотр станции», «Учет
и хранение тормозных башмаков», «Учет и расследование отказов технических средств». В рамках программ «Цифровой Казахстан» и «Цифровая трансформация» внедряются современные методы работы на магистральной сети.
– Цифровое развитие и внедрение инноваций в инфраструктуру железнодорожного транспорта, безусловно, способствуют прорывным улучшениям в сфере развития предупреждающих мер и снижению риска нарушений, – отметил Марат Шакенов.
В ходе форума шло обсуждение актуальных проблем, состоялся обмен мнениями, рекомендациями. О культуре безопасности говорил председатель комитета ОСЖД Мирослав Антонович, заместитель генерального директора – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин и президент ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович отметили слаженную работу с казахстанскими коллегами в вопросах обеспечения безопасности движения на железной дороге. Эксперты говорили о том, что владелец каждого процесса должен определить и оценить свои риски, затем принять меры по их минимизации. В обеспечении безопасности движения поездов должен быть единый подход.
В рамках форума состоялась выставка железнодорожной продукции и цифровых технологий, интеллектуальных разработок Академии логистики и транспорта, прошли четыре панельные сессии со спикерами по вопросам обеспечения безопасности,
вагонного хозяйства, модернизации транспортной системы и цифровой трансформации, подготовке кадров для транспортно-логистической и коммуникационной отрасли.
Елена КОЛДАСБАЕВА,
Алматы
Фото автора