You are currently viewing ИМЯ, СТАВШЕЕ ЛЕГЕНДОЙ

ИМЯ, СТАВШЕЕ ЛЕГЕНДОЙ

  • Post category:Новости

В Академии логистики и транспорта в Алматы прошли торжественные мероприятия, посвященные 144 –й годовщине легендарного инженера железнодорожника, строителя Турксиба – Мухаметжана Тынышпаева
В церемонии возложения цветов к памятнику вместе с руководством Вуза, общественности, руководителей Алматинского отделения грузовых перевозок, отделения магистральной сети и профсоюза приняли участи ветераны железнодорожники. Они почтили память выдающегося человека, который оставил потомкам мосты, каналы, научные труды, очерки о происхождении казахского народа, которому служил верой и правдой.
В рамках празднования был отмечен его неоценимый вклад на педагогической ниве, где он в Ташкенте в Казахском педагогическом институте, преподавал математику и физику. В этот период он занимался сбором информации о происхождении жузов, описывал историю казахских родов, составлял таблицы к генеалогии родов с краткими описаниями жизни и смерти ханов, батыров, биев, акынов, а также выступал с лекциями на эту тему в Туркестанском отделе Русского географического общества. Опубликовал следующие исследования: «Коксуйский могильник и городище Кайлак», «Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда», «Казахи в XVII—XVIII веке», «Победы и поражения казахов», «Материалы по истории киргиз- казахского народа». Уделял много времени общественной работе и пропаганде знаний. Работал начальником дорожного отдела Семиреченской губернии.
Под его руководством была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием Алма-Ата — Пишпек, проведены изыскания по строительству дороги Алма-Ата — Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата — Хоргос.
В январе 1927 года по настоятельному предложению Турара Рыскулова, он был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. Мухамеджан Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Также он занимался разработкой проекта Чокпарского варианта, прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн. рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году настоял на Балхашском варианте трассы, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. В 1932 году Мухамеджан Тынышпаев занимал пост начальника производственно-технического отдела Жетысуского облисполкома, начальника железнодорожного участка Сары-Озек – Айнабулак. 3 марта 1930 года по ложному доносу был арестован и репрессирован.
В рамках торжества было отмечено, что железнодорожная отрасль всегда чтит своих героев, сохраняя в памяти имена и поступки людей, отдавших всю жизнь железнодорожному транспорту.
Такие мероприятия помогают не только сохранить память о великом человеке, но и лучше узнать его научные труды, которые внесли значительный вклад в строительстве Турксиба, и развитие страны. В Центральном музее железнодорожного транспорта Казахстана первому казаху инженеружелезнодорожнику Мухамеджану Тынышпаеву посвящён отдельный зал, где собраны многочисленные документы, фотографии, публикации в прессе, хранится кинолента документального фильма, снятого сыном Мухамеджана Тынышпаева, выпускником ВГИКа Искандером. А к памятнику всегда будут приходить люди, принося цветы, отдавая дань уважения человеку, который не стремился к почестям и славе, а отдавал каждую крупицу своей души, оправдывая свое предназначениебыть железнодорожником.
Елена КОЛДАСБАЕВА
Алматы
На снимках: возле памятника железнодорожники, участники встречи (фото автора)