You are currently viewing Оразгали Ахметбаев: Коллективный договор – показатель эффективности работы профсоюза

Оразгали Ахметбаев: Коллективный договор – показатель эффективности работы профсоюза

  • Post category:Новости

С 1 января вступил в силу Коллективный договор на 2024-2026 годы между АО «НК «ҚТЖ» и его трудовым коллективом. В новом документе не только сохранили действовавшие нормы и гарантии, но и предусмотрели увеличение выплат и ряд других улучшений в пользу железнодорожников. Трудоемкая работа по инициированию, разработке и заключению важного для обеих сторон соглашения традиционно ложится на плечи отраслевого профсоюза. О процессе подготовки правового акта и его основных новшествах в интервью газете рассказал председатель ОО «Казпрофтранс» Оразгали АХМЕТБАЕВ.

– Подписание нового Коллективного договора – значимое событие как для работодателя, так и для трудового коллектива, представителем которого является профсоюз. Расскажите о его преимуществах.

– Коллективный договор – основной документ, регулирующий социально-трудовые отношения в компании. Это важный правовой акт, обязательный к исполнению обеими сторонами. Мы давно им пользуемся, и всем известно о его преимуществах, поэтому вопроса о том, нужно ли заключать новый договор по истечении срока предыдущего, ни у работодателя, ни у работников не стоит. АО «НК «ҚТЖ» – социально ориентированная, социально ответственная компания. Руководство уделяет особое внимание созданию благоприятного климата в коллективе, а Коллективный договор для работодателя – фактор социальной стабильности, позволяющий исключить или минимизировать трудовые споры, грамотно планировать свою работу и расходы. В документе определены все аспекты деятельности – занятость, нормирование, оплата и охрана труда, социальные гарантии и т.д. Взаимные права и обязанности прописываются на основе законодательства РК. При этом документ не должен ухудшать действующие нормы. Со своей стороны мы всегда стараемся его улучшать по сравнению с тем же Трудовым кодексом и предыдущей редакцией. Расширяем список льгот и гарантий, чтобы железнодорожники чувствовали себя защищенными, контролируем выполнение всех обязательств и оказываем правовую поддержку. Коллективный договор – еще и главный инструмент реализации защитной функции профсоюза и показатель эффективности работы профкома.

 – Чтобы прийти к консенсусу и заключить соглашение на обоюдовыгодных условиях, сторонам нужно согласовать немало вопросов. Как строилась работа по подготовке документа?

– Процесс подготовки в этот раз был особенным. Впервые в состав комиссии со стороны профсоюза включили работников линейных предприятий из разных регионов страны. Стоит отметить, что предложение о начале переговоров по заключению нового Коллективного договора может исходить от любой из сторон, но традиционно, будучи представителем работников и главным заинтересованным лицом, инициатором становится профсоюз. В июне прошлого года мы направили руководству ҚТЖ соответствующее письмо. Кроме того, через отраслевую газету, наш сайт и соцсети объявили о сборе предложений в новый Коллективный договор и получили хороший отклик с мест от работников и руководства предприятий. За короткое время поступило более 300 предложений. Их отсортировали, разбили на разделы и сформировали список. Особенно активно включились железнодорожники Мангистауского региона. Они озвучили свыше 30 предложений, большинство из которых попали в проект Коллективного договора. А также изъявили желание участвовать в процессе переговоров и формирования документа, предложив включить в рабочую группу 10 человек от их региона. Однако надо понимать, что рабочая группа должна быть мобильной, чтобы детально обработать весь поток предложений, услышать друг друга и договориться. Если с каждого региона включить по такому количеству человек, а по закону рабочая группа создается на паритетной основе, то есть столько же должно быть и от работодателя, все понимали, что это невозможно. Выбрали оптимальный вариант – от каждой стороны по 15 человек. При этом учли желание работников поучаствовать в обсуждении. Ранее выработкой проекта занимался исключительно центральный совет профсоюза. В этот раз в рабочую группу вошли лишь наши ключевые специалисты, курирующие вопросы безопасности и охраны труда, экономики и права, а также мой заместитель. Остальные 11 человек были приглашены с линии – представители разных профессий из Мангистау, Атырау, Алматы, Шымкента и других регионов. За основу нового документа мы всегда берем действующий Коллективный договор, так как там много традиционных социальных гарантий, которые железнодорожники получают на протяжении долгих лет. Обсуждение поступивших предложений было непростым, но в итоге стороны пришли к согласию и выработали проект. Только по одному вопросу рабочая группа так и не смогла договориться – по премиям. Точку по ним поставила специальная комиссия в составе руководства компании и представителей профсоюза. В последней редакции вместо двух (ко Дню работников транспорта, Дню Независимости) утверждено четыре единовременные премии к праздникам (дополнительно к Наурызу и Дню Республики). Окончательно согласованный вариант был подписан 4 декабря 2023 года и вступил в силу с 1 января 2024 года.

– Какие еще меры поддержки работников появились в новом Коллективном договоре?

– Изменения внесены во все основные разделы Коллективного договора, направленные на улучшение социального пакета работников, детей работников, ветеранов и пенсионеров, социально уязвимых категорий. В основном они касаются увеличения размеров действующих социальных льгот. Если говорить о «стоимости» документа, то это дополнительно более пяти миллиардов тенге на социальную поддержку и плюс 9,8 миллиарда тенге к фонду оплаты труда. Так, к примеру, в два раза увеличена ежемесячная надбавка в связи с отменой бесплатных проездных билетов и льготного обеспечения топливом для работников, живущих на станциях 3-го, 4-го и 5-го классов. Премию 8 МРП к 8 Марта теперь будут получать также работницы, находящиеся в декретном отпуске. До 15% увеличена доплата опытным работникам за наставничество над студентами и до 25% за работу по обучению одного принятого или переведенного работника. Увеличены средства на питание, в том числе установлена обязанность работодателя обеспечивать работников питанием при снего-, водо-, пескоборьбе, ликвидации ЧС и аварийно-спасательных работах. Важными для мостовых мастеров и ремонтников искусственных сооружений стали изменения в пункте 9 подпункта 10 раздела Организации и нормирования труда – их добавили к списку профессий, чей оклад необходимо повышать на 15% при работе в сложных метеорологических условиях. Нам наконец удалось добиться выплаты в полном объеме экологической надбавки всем железнодорожникам, проживающим и работающим в зоне бывшего Семипалатинского ядерного полигона, но при этом не имеющим специального экологического удостоверения. Да, многие наши работники приехали в регион уже после закрытия полигона, однако они живут там уже много лет и дышат тем же воздухом. Много и других положительных изменений. Сейчас стараемся максимально ознакомить наших работников с новым Коллективным договором – через газету, сайт, соцсети и разъяснительные встречи. Отдали в печать брошюры, которые раздадим работодателям и профсоюзным работникам, они в свою очередь будут руководствоваться и доводить его положения до работников на местах.

– Распространяются ли нормы Коллективного договора на работников, не состоящих в профсоюзе?

– Нет. И в законе, и в Коллективном договоре прописано, что он распространяется в первую очередь на работников, от чьего имени подписан. То есть от членов профсоюза, которые доверили нам представлять их при заключении соглашения. Но при этом есть возможность не членам профсоюза присоединиться к Коллективному договору, когда необязательно вступать в профсоюз, воспользовавшись определенным порядком, изложенным в приложении к Коллективному договору, и на постоянной основе осуществляя добровольные отчисления в профсоюз. Поэтому прежде всего договор распространяется на членов профсоюза и присоединившихся сотрудников. Отмечу, что практически 100% работников линейных предприятий вступили в профсоюз. В центральном аппарате компании и дочерних организациях есть сотрудники, которые считают, что могут сами себя защитить. Но в моей практике были случаи, когда суд отказал работникам в выплате положенных по Коллективному договору компенсаций, так как они не являлись членами профсоюза. И мы по той же причине не могли защищать их права. Были случаи, когда железнодорожники попадали под сокращение или в другую сложную ситуацию и спешили вступить в профсоюз, чтобы заручиться нашей поддержкой. Со своей стороны мы всегда говорим работникам о том, что быть членом профсоюза выгодно. Помимо Коллективного договора, мы и сами оказываем им материальную и правовую поддержку, проводим культурно-массовые, благотворительные мероприятия, организуем досуг для детей работников.

– Как осуществляется контроль исполнения Коллективного договора?

– Он ведется постоянно. Создаются специальные комиссии, которые посещают регионы, следят за соблюдением норм Коллективного договора. При выявлении нарушений другой стороне отправляется предложение об устранении в письменной форме. В течение 10 календарных дней нужно провести взаимные консультации и выработать решение, необходимое к исполнению. Так как железная дорога – действующее производство, в процессе ее деятельности возможны определенные изменения, что-то уточняется, появляется новое, в том числе могут быть изменения и в законодательстве страны, поэтому и в документ в период действия могут вноситься изменения и дополнения. Например, в прошлый Коллективный договор было внесено пять дополнений. По новому Коллективному договору мы уже получаем обратную связь и предложения. Все это еще будет обсуждаться, просчитываться, ведь наша главная задача – защита интересов и прав человека труда. Каждый должен быть услышан!

– Спасибо за беседу!

Беседовала Любовь РОВБА

Фото Алекандра ЖАБЧУКА