You are currently viewing Железный каркас в развитии страны

Железный каркас в развитии страны

  • Post category:Новости

Экономический рост страны, повышение качества жизни людей невозможно без развития транспортной системы, магистральной железнодорожной инфраструктуры, которые соединяют между собой практически все регионы Казахстана. В интервью нашему изданию директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакен Рахметов рассказал об итогах деятельности за семь месяцев 2023 года и о многом другом.
– Сакен Маратович, в этом году на магистрали планируют произвести самый большой за последние годы объем ремонта железнодорожного пути. Какие работы уже выполнены?
– Запланированный объем работы выполняется по графику. Ремонтно-путевые работы начались в марте и проводятся на участках Карагандинского, Атырауского, Актобинского, Кызылординского, Костанайского, Павлодарского, Семейского и Алматинского регионов. В этом году нами запланировано произвести ремонт свыше 1,1 тысячи километров пути, в том числе капитальный – 567,4, из них на транзитных участках – 215, на участке Актогай – Семей – 85 километров.
За семь месяцев текущего года ремонт уже произведен на 591-м километре пути, что на 17% превышает объем работ за аналогичный период 2022 года. Комплексами путевых машин проведены выправочно-подбивочно-рихтовочные работы 2 000 км пути и 555 стрелочных переводов, уложено 286 новых комплектов стрелочных переводов. Более 900 км рельсов профилированы высокопроизводительными рельсошлифовальными поездами Atlas.
Аналогичная работа с применением специальной путевой техники SMD-80 проведены 24, 36, 48, 62-часовые окна по ПЧ-26 Акадыр, а также 24, 48-часовые окна по ПЧ-17 Астана.
Кроме того, ликвидировано 415 дефектных мест в рельсовых плетях, на 12 участках длина бесстыкового пути доведена до перегона, 70 пар плетей удлинены до блок-участка.
В результате выполненных работ удалось добиться повышения скорости поездами «Тальго» на протяжении 257,3, пассажирскими – 296, для грузовых – 261 и контейнерных поездов – 122 км.
Оздоровление железнодорожного пути позволит увеличить скорость движения на отремонтированных участках до максимально возможной, обеспечить надежность всех технических устройств, включая системы автоматики, телемеханики и связи, и повысить безопасность движения поездов.
Кроме того, инфраструктура будет своевременно подготовлена к перевозкам социально значимых грузов (зерно, уголь) в осенне-зимний период.
– В целях повышения надежности устройств электроснабжения и во избежание проблем в осенне-зимний период, какие работы проводятся по усилению уровня надежности технических устройств?
– С начала года выполнены текущий ремонт 5 084 км контактной сети, ВЛ-10 кВ АБ и 4 187 километров ПЭС, а также текущий ремонт силового оборудования 75 тяговых подстанций.
Кроме того, в полном объеме работы по ревизии и замене 110 дефектных жестких поперечин, установленных по станциям Костанай Главный, Костанай Северный Костанайской дистанции электроснабжения, завершена программа по переводу участка Жангиз Тобе – Жарма с номинального напряжения 6кВ на 10кВ линии АБ и ПЭС по Семейской дистанции электроснабжения протяженностью 62 километра.
По плану капитальных вложений выполнена замена одного тягового трансформатора марки ОРДНЖ-25000/220 по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения, двух элегазовых выключателей 220 кВ, трех трансформаторов тока 220 кВ.
В рамках инвестиционной программы на услуги по передаче электрической энергии произведена замена двух ячеек типа КСО с вакуумными выключателями и шести трансформаторов для обеспечения стабильным электроснабжением сторонних потребителей, социальных объектов и объектов жизнеобеспечения.
Также департаментом автоматики, телемеханики и телекоммуникаций приобретен комплект системы «Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка» с автоматическими блок-постами для однопутных участков».
Организация одного и более автоматических блок-постов на участках с микропроцессорной полуавтоматической блокировкой дает увеличение пропускной способности до 14 пар поездов. При этом на участке Кандыагаш – Никельтау установлены дополнительные автоматические блок-посты в количестве пяти комплектов.
В 2023 году приобретено восемь единиц вагонных замедлителей.
Кроме того, ведется целенаправленная работа по замене ветхих постов на модульные посты ЭЦ.
В настоящее время по магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируются 695 зданий постов электрической централизации. Из них общая потребность в замене составляет 62 модульных поста ЭЦ. Данная замена позволит решить вопрос обеспечения пожарной сигнализацией, системой пожаротушения, отопления, кондиционирования.
– Какие технологии применяются для учета физического износа основных объектов магистральной железнодорожной сети?
– С начала 2023 года в АО «НК «ҚТЖ» физический износ основных объектов магистральной железнодорожной сети рассчитывается в автоматизированной системе.
Программный продукт разработан по предложению работников филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» специалистами Дирекции автоматизации и цифровизации.
Система позволяет рассчитывать средний износ в разрезе основных хозяйств Дирекции магистральной сети и ее линейных подразделений с оптимизацией трудозатрат работников, участвующих в расчете.
Новое программное решение повысило оперативность и эффективность текущей деятельности. Сократилось время выполнения основных процессов. Система значительно облегчила труд работников, избавив их от рутинных задач, и максимально исключила человеческий фактор. Внедрение автоматизированной системы позволило создать архив базы данных с доступом к любому элементу информации.
Кроме того, в рамках проекта программы «Эффективная железнодорожная инфраструктура» в филиале АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» реализуется проект «Оптимизация складской инфраструктуры ЦЖС». Срок его реализации – 2021-2023 годы. Данный проект внесет существенный вклад в достижение стратегических целей АО «НК «ҚТЖ», создаст основу для закрепления функции управления складами в организационной структуре и выстроит процесс управления складской логистикой с переходом на централизованную модель.
Совместно с ЦДАЦ проработан процесс автоматизации учета движения ТМЦ в распределительных и центральных складах для реализации данного процесса. В рамках проекта в 2023 году выделены денежные средства на приобретение IT-оборудования для 138 рабочих мест на 49 складах централизованного хранения и девяти распределительных складах.
– Какая работа ведется Дирекцией магистральной сети ҚТЖ согласно утвержденной программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда?
– Дирекцией магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» планируется отремонтировать свыше 1 400 производственных и административно-бытовых зданий до конца 2026 года.
Согласно утвержденной Программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда, в 2023 году будет отремонтировано 356 объектов. По итогам семи месяцев текущего года ремонт 100 зданий уже завершен. В 2024 году планируется обновление 370 зданий.
Для обеспечения текущего и капитального ремонта зданий разрабатывается Программа развития региональных филиалов ТЖС АО «Теміржолсу».
Кроме того, по плану капитальных вложений установлены котлы отопления (электрические) на вокзалах Ермаковка, Кокжиек, Каражал, Жана-Караганда, Сарыбел, Карагайлы, в результате выполненных мероприятий данные объекты подготовлены к отопительному сезону и обеспечены санитарно-бытовые условия работникам структурных подразделений компании, а также посетителям вокзала.
В рамках исполнения плана мероприятия по обеспечению перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в направлении курортной зоны озера Алаколь установлены динамики на вокзалы Жаланашколь и Акши, а также дополнительно оснащены четырехместными скамейками вокзалы Жаланашколь, Бесколь, Актогай, Коктума, Уштобе, Акши.
В тоже время продолжается работа по оптимизации основных средств. Так, за семь месяцев 2023 года оптимизировано 180 единиц основных средств. В государственную собственность переданы 14 объектов, в том числе 11 объектов электроснабжения ВЛ и ТП на станции Астана, здание конторы ДС на станции Шемонаиха, здание пожарного депо на станции Нуркент, одна наружная теплотрасса вокзала «Нұрлы жол» станции Астана, списано 166 единиц.
Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с Днем работников транспорта, пожелать всех благ, положительных тенденций, новых успехов и благополучия.
– Благодарю за интересную беседу!

Руслан Рахметов